РУС БЕЛ ENG

МВД

Психологические особенности подросткового возраста

Один из самых сложных периодов в жизни каждого человека — период кризиса переходного (подросткового) возраста.
развернуть

     В это время организм и психика претерпевают значительные изменения. Бурный рост скелета, мышц и внутренних органов, гормональное становление, часто непропорциональные друг другу, становятся причиной агрессивности и эмоциональных всплесков, что может привести к девиациям поведения. Быстрые изменения в анатомии, физиологии и социальном статусе являются причиной кризиса самопознания. Неразвитые рефлективные навыки обуславливают высокую степень импульсивности. Как показала практика, именно неумение отдавать себе отчёт в причинах и следствиях поступков часто является причиной противоправных действий несовершеннолетних.

  Известны следующие поведенческие реакции подросткового возраста: группирования, эмансипации и гиперсексуальности. Сверхценностью в среде подростков является общение со сверстниками. Реакция группирования, обострённая потребность иметь референтную группу и порождает, в частности, феномен подростковых и молодёжных субкультур.  Для становления личности несовершеннолетнего важно наличие среды неформального общения с социально приемлемыми установками, которая должна быть не только источником положительных эмоций, но и осознания ценности и значимости собственной личности. Именно поэтому задачей первостепенной важности является вовлечение подростков в деятельность по интересам, а также в общественно полезную деятельность.

         Реакция эмансипации (лат. еmancipatio — уравнивание в правах, восстановление справедливости) — потребность в уважении к правам, в осознании собственной значимости. Родители продолжают смотреть на своего ребёнка как на маленького, а он пытается вырваться из-под опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью. Желание иметь права, тем не менее, не всегда сочетается с понятием об ответственности за свои действия и поступки. Неопределённость социальной роли обуславливает постоянный и  немотивированный переход с позиций ребёнка на позиции лидера, что зачастую приводит к высокой степени невротизации.

  Интенсивные изменения в анатомии и физиологии, выброс гормонов, непропорциональный росту и массе тела, отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции — всё это приводит к тому, что тема взаимоотношений полов становится в подростковой среде одной из главных. Важно работать над культурой отношений в подростковой среде, развивать навыки цивилизованного, социально приемлемого проявления естественных человеческих чувств, а также безопасного и ответственного поведения.

       Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудновоспитуемыми или педагогически запущенными. Под педагогической запущенностью понимают сопротивление педагогическим воздействиям, обусловленное разными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

   Отклонение от узаконенных, социально приемлемых норм поведения называется девиация.

   Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на его особенности, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

           Отсюда девиация (отклонение) поведения может быть охарактеризовано как взаимодействие несовершеннолетнего с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учёта средой его индивидуальных особенностей и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

свернуть

Что такое спайс?

Информационный материал по профилактике употребления курительных смесей «СПАЙС».
развернуть

ЧТО ТАКОЕ СПАЙС? ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ

(СИНТЕТИЧЕСКИЕ КАННАБИНОИДЫ).

    В последние годы на легальном и нелегальном рынках появились (и появляются) препараты, содержащие в своем составе психоактивные вещества, сходные по воздействию на организм как классические каннабиноиды. На рынке представлены в виде курительных смесей, названных «СПАЙС (SPICE)» (в переводе с английского «специя», «пряность»).

     Продажа смесей «СПАЙС (SPICE)» осуществлялась в странах Европы с 2006 года (по некоторым данным – с 2004 года) под видом благовоний преимущественно через интернет-магазины. В 2008 году было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола (ТГК) – основного действующего вещества марихуаны. Своевременному выявлению синтетических каннабиноидов в травяных смесях «СПАЙС (SPICE)» помешали наличие в составе смесей растений, потенциально обладающих психоактивными свойствами, добавки большого количества балластных соединений (таких как витамин E) с целью скрыть действующее вещество, а также отсутствие информации о спектральных свойствах синтетических каннабиноидов в большинстве баз данных для масс-спектрометрического анализа.

     «СПАЙС» – курительные смеси независимо от их происхождения, содержащие в своем составе подконтрольные вещества группы синтетических каннабиноидов, либо подконтрольные растительные объекты. «СПАЙС» – объекты промышленного и кустарного производства, как правило, содержащие в своем составе каннабиноиды группы дибензопирана (парагексил, ДМГП, HU-210), и (или) неклассические бициклические каннабиноиды (CP-47, 497 и его гомологи), и (или) каннабиноиды группы аминоалкилиндолов (JWH), и (или) продукты переработки растения ШАЛФЕЙ ПРЕДСКАЗАТЕЛЕЙ (Salvia divinorum), и (или) САЛЬВИНОРИН А, и (или) продукты переработки растения РОЗА ГАВАЙСКАЯ (Argyrea nervosa), и (или) продукты переработки растения ГОЛУБОЙ ЛОТОС (Nymphea caerulea). К «СПАЙСАМ» будет относиться и любая другая курительная смесь, содержащая неназванные выше подконтрольные вещества, имитирующая действия продуктов переработки каннабиса.

  Влияние синтетических каннабиноидов на организм человека на данный момент изучено недостаточно. Хотя их действие на психику аналогично действию тетрагидроканнабинола (ТГК), нет оснований быть уверенным в том, что риски, связанные с их употреблением, сравнимы с рисками при употреблении тетрагидроканнабинола. Сегодня мы уже сталкиваемся со случаями, когда возникает заболевание шизофренией. И однозначно видим, что употребление этого наркотика приводит к неконтролируемому поведению и летальным исходам. Коварность этого психотропа заключается в том, что реакция на него у разных людей может разительно отличаться. И у абсолютно здорового, сильного человека после употребления могут возникнуть сильнейшие психозы или аллергические реакции.

    Пример: Столичная студентка Мария в ночь с 13 на 14 февраля 2014 года отправилась на квартиру к своему знакомому, а через некоторое время ее забрала из дома машина скорой помощи. Однако, спасти жизнь девушки не удалось. Как было установлено позже – накануне девушка употребляла спайс.

     Преступный мир гибко и быстро реагирует на принимаемые в отношении него меры. Теперь уже синтетический наркотик не обязательно продают в красивой упаковке. Теперь это просто любая растительная масса, обработанная наркотиком (обычная трава, чай, табак и т.п.) либо получившие наибольшее распространение так называемые «марки» - кусочки бумаги, пропитанной синтетическим наркотиком. От этого наркотик становится только более опасным. В распространение наркотиков втягиваются люди, не понимающие всех нюансов химических реакций. Среди наркодиллеров попадаются уже и подростки. Концентрация наркотиков определяется «на глаз» и от этого невозможно определить допустимую дозу.

    Пример: 17 февраля 2014 года  15-летний подросток в г.Минске умер в квартире друга от передозировки наркотиками. В этом случае подросток вместе с друзьями употребил так называемую «марку» (наркотик в виде бумаги с нанесенным на нее психотропом). Через несколько дней правоохранительные органы задержали двух наркодиллеров, которые продали те самые марки. Ими оказались двое молодых жителей Бобруйска. При задержании наркоторговцы плакали и старались вызвать к себе жалость. Сейчас в отношении двух наркоторговцев возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 328.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

   Если употребление наркотиков, в том числе синтетических влечет в первую очередь вред здоровью, возможно постановку на учет к врачу-наркологу, соответствующее лечение и т.п., то факты наличия у гражданина наркотического вещества или его реализации – влекут уголовную ответственность.

  Статья 328 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов».

1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. В случае, если преследовалась цель получить деньги в обмен на наркотик, ответственность предусмотрена более строгая: незаконные             с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 Уголовного Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

(Справка: Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности)

Примечание. Уголовным Кодексом предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

КАК ВЫЯВИТЬ ЧЕЛОВЕКА, УПОТРЕБЛЯЮЩЕГО КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ?

   Главная опасность данных наркотиков – их доступность и простота употребления.

  Признаки употребления курительных смесей: действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

  • Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);
  • Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
  • Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! Наркоманы знают о нем, поэтому носят с собой глазные капли);
  • Нарушение координации;
  • Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
  • Заторможенность мышления;
  • Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);
  • Бледность кожных покровов;
  • Учащенный пульс;
  • Приступы смеха, потеря контроля над эмоциями, перепады настроения;
  • Изменения зрительного и слухового восприятия (галлюцинации).

   Насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:

1) точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;

2) состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации);

3) погруженность в себя, разговоры с самим собой;

4) неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;

5) заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;

6) необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам;

7) сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;

8)  частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе;

9)  игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;

10) неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;

11) неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость;

12) быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;

13) очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;

14) ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям;

15) постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;

16) возросшие тревожность, скрытность и лукавство в поведении, стремление к уединению и уходу из дома;

17) ничем не объяснимое позднее возвращение домой в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного и последующее за этим трудное пробуждение по утрам;

18) малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «ширево», «колеса», «план», «приход», «мулька», «джеф», «ханка», «кумар» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела?», «достал?» и т.п.);

19) чтение книг (Карлоса Кастанеды, Уильяма Берроуза) и журналов, популярных среди наркоманов («Птюч» и т.п.), регулярное посещение техноклубов;

20) отказ от употребления спиртного (если прежде охотно употреблял);

21) изменение внешнего облика — неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение;

22) появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика — символа ЛСД);

23) частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;

24) стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;

25) неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя (особенно явное при закрытых глазах);

26) умственные и (или) физические отклонения от нормы — замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита, тремор (мелкая дрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель, галлюцинации, потеря ориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.;

27) пропажа денег, вещей из дома или в классе (кражи, совершаемые ребенком также являются сигналом наркотической опасности);

28) внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;

29) запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);

30) обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.

Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  Сегодня в нашей стране все громче и тревожнее звучат голоса: «Осторожно — наркотики!». Несмотря на принимаемые меры, наркоманов становится все больше. А ведь не так давно мы считали, что такое может быть где угодно, но не у нас.

  «Наркоман!» — это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим словом — искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!

  Очень многое, если не основное, зависит от родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина: «Дети требуют внимания!»

  Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но, как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.

  Мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.

  Если есть опасность приобщения к наркотикам вашего ребенка, необходимо немедленно принимать все меры против этого.

   Будьте настоящим другом своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью!

   Не каждый, кто пробует наркотики, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик.

   Коварная особенность наркотика заключается в том, что организм человека, принимающего это вещество неоднократно, в течение некоторого времени перестает реагировать на принимаемую дозу и требует постоянного ее увеличения.

   Относительно продолжительное употребление наркотиков порождает пагубную привычку к этим веществам — человек становится наркоманом.

   Одно из самых опасных действий наркотика на организм заключается в том, что он способен в самые короткие сроки сформировать жесткую зависимость состояния человека, его физического и психического самочувствия от употребления препарата.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПРИОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКА К НАРКОТИКАМ?

   Причин и условий, способствующих приобщению к наркотикам, довольно много и знание хотя бы основных из них сможет помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага, его нужно знать.

    Причины:

Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.

Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).

Относительная доступность наркотиков на «черном» рынке (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).

Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.

Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).

Сверхвысокая доходность наркобизнеса.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

   Если Вы обнаружили у вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее — что он пристрастился к наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка.

  Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить вас. Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение.

   Особенно будьте бдительны в отношении друзей вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.).

  Если вы уверены, что ваш ребенок употребляет наркотики, скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмещаться в ситуацию.

  Если вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста-нарколога.

   Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

   Выделить из обшей массы аудитории (группы) именно тех, кому потенциально более всего угрожает судьба наркомана, конечно трудно. Непросто выявить и начинающего наркомана. Поэтому в антинаркотической работе следует уделять внимание всем без исключения молодым людям.

  Старая истина гласит, что лучший способ узнать особенности поведения ученика — это основательно изучить его характер и наклонности, а не превращаться в беспокойного детектива, который своими действиями может оттолкнуть подростка от себя.

  Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

— как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);

— предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);

— с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;

— позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.

  Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковали, что же представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояние организма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, вы коснетесь азов обсуждаемой тематики.

  Если вы взялись обсуждать проблему распространения наркомании, избегайте голых утверждений и констатации. Это может привести к нежелательному эффекту отторжения слушателями всей последующей информации.

   Не скрывайте своего отношения к наркомании, но делайте это ненавязчиво и к месту. Излишне частое подчеркивание вашего отношения может породить мнение о предвзятости и отпугнуть аудиторию. Откровенно выскажите слушателям все, что думаете по поводу злоупотребления наркотиками, но не пытайтесь резко высмеивать чужую точку зрения. Демонстрируйте уважение к мнению других. Полезно использовать бесспорные факты и логику, объясняющие, почему вы придерживаетесь именно такой позиции. При этом желательно избегать многочисленных ссылок на авторитеты.

  Предоставьте возможность всем присутствующим активно участвовать в обсуждении, то есть высказывать свое мнение и определиться, какие поступки они намерены совершать в той или иной ситуации.

  Постарайтесь, чтобы в основу ваших доводов были положены два принципа: оригинальность и уместность.

  Давно подмечено, что наибольший эффект в концентрации внимания аудитории и запоминании материала дают факты из личной практики или связанные с жизнью вашего города, района, области.

  Если вы не можете ответить на вопросы слушателей, не стесняйтесь признаться в этом.

 Профилактика потребления наркотиков среди подростков — достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Ее необходимо строить не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства. При ее организационном построении важно помнить о законодательной и правовой регламентации антинаркотической деятельности. Здесь следует использовать положения административного, уголовного и других законодательств, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.

  Нам бы хотелось обратить внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.

  Для более успешной работы с несовершеннолетним потребителем наркотиков, как правило, целесообразно связаться с его родителями, указав им на желательность консультации с наркологом (можно в таких случаях воспользоваться и анонимной помощью на дому или в стационаре). Следует учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о немедицинском употреблении наркотиков подростком могут стать поводом к конфликту между учебным заведением и семьей этого подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, такие утверждения могут оказаться и серьезным психотравмирующим фактором, привести к нервному срыву у учащегося.

  Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств.

 Таким образом, профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призван помочь данный информационный материал.

  Своевременное вмешательство взрослого в ситуацию важно потому, что дети живут целиком по принципу «здесь и теперь» и не думают о будущем.

  О будущем должны подумать вы.

  Вы можете обратиться за помощью к  врачу-наркологу и психологу бесплатно и анонимно.

Влияние курительных смесей на организм человека

   Систематическое курение смесей приводит к необратимым деструктивным процессам в организме человека:

- снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность, теряется контроль над эмоциями (частые перепады настроения, появляется склонность к депрессиям, суициду;

- возникают психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности (подобные при шизофрении);

 - снижается иммунитет, возникает импотенция (у юношей), нарушается гормональный фон (у девушек);

 - повышается риск развития сахарного диабета, рака легких и т. д.;

 - поражается сердечно-сосудистая система;

-  отравление от передозировки, смерть.

   Воздействие курительных смесей со временем может навсегда изменить личность человека, привести к тяжелой инвалидности, превратить его в наркозависимого больного.

    Среди социальных последствий курения смесей можно выделить: проблемы в семье, на учебе, работе, равнодушие к себе и своему будущему, ослабление воли, потеря смысла жизни, связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и т.д

Как выявить?

   Главная опасность данных наркотиков – их доступность и простота употребления.

   Признаки употребления курительных смесей

   Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

-Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);

-Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);

-Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! Наркоманы знают о нем, поэтому носят с собой глазные капли);

-Нарушение координации;

-Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);

-Заторможенность мышления;

-Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);

-Бледность кожных покровов;

-Учащенный пульс;

-Приступы смеха, потеря контроля над эмоциями, перепады настроения;

-Изменения зрительного и слухового восприятия (галлюцинации).

Что делать?

      Если вы обнаружили у своего ребенка или друга признаки употребления курительных смесей, внимательно наблюдайте за его физическим состоянием, настроением, времяпрепровождением и окружением. В случаях эпизодического, однократного курения «Спайса» подростка еще можно остановить, поговорив по душам, разъяснив, что «Спайс» – это наркотик такой же силы, как героин, что его употребление смертельно опасно и приводит к наркомании. Почитайте вместе с ним в Интернете статьи на тему «Смерть от Спайса», «Самоубийство под Спайсом» и др. – и вы, может быть, раскроете подростку глаза на то, что употребляя этот наркотик, он ходит по лезвию ножа.

    Коварство «Спайса» еще и в том, что он быстро вызывает привыкание, причем такой же силы, как героин или кокаин. В течение полугода потребления он так сильно затягивает, что самостоятельно бросить его уже невозможно. Если вы заметили, что ваш ребенок или знакомый курит «Спайс», стал агрессивным, раздражительным, у него появился специфический круг друзей – таких же любителей «побалдеть», он начал пропускать учёбу, брать без разрешения деньги – пора бить тревогу. Сами с этой бедой вы не справитесь – наркотическая зависимость очень сильная. Не стесняйтесь обращаться к подростковому наркологу, психологу, поговорите с классным руководителем. Помните, что закрыть глаза на эту беду не удастся, а ваше бездействие может обернуться страшной трагедией.

свернуть

Профилактика правонарушений и преступлений

Основные документы, в рамках которых

осуществляется работа учреждений образования по охране детства,

профилактике правонарушений и преступлений

 

1)    Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII (с изменениями и дополнениями от 12 декабря 2013 г.);

2)    Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З (с изменениями и дополнениями от 12 декабря 2013 г.);

3)    Положение о порядке формирования республиканского банка данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им, утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2002 № 28«А» (с изменениями и дополнениями от 13 июня 2012 г.);

4)    Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47 (с изменениями и дополнениями от 25 июля2011 г.);

5)    Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 г. № 73-З (с изменениями и дополнениями от 4 января 2014 г.);

6)    Положение о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.06.2006 № 748 (с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2014 г.);

7)    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 9 июля 2014 г.);

8)    Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 30 августа2006 г. № 66 «Об установлении норм обеспечения предметами первой необходимости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в домах ребенка»;

9)    Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (с изменениями и дополнениями от 23 февраля 2012 г.);

10)           Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728 (с изменениями и дополнениями от 3 мая 2014 г.);

11)           Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 марта2007 г. № 20 «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, передачи детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, на патронатное воспитание, возврата детей родителям» (с изменениями и дополнениями от 7 мая 2013 г.);

12)           Положение о порядке направления несовершеннолетних на обучение в учреждения образования иностранных государств, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2008 №33 (с изменениями и дополнениями от 8 июня 2012 г.);

13)           Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2009 г. № 94 «О расходах государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, подлежащих возмещению в доход бюджета» (с изменениями и дополнениями от 6 мая 2014 г.);

14)           Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 16.02.2009 № 6 (с изменениями и дополнениями от 20 ноября 2012 г.);

{C}15)           Закон Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2011 г.);

16)           Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 145 об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-опека (Минобразование) «Отчет о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и некоторых вопросах охраны прав детей и подростков» и указаний по ее заполнению (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2012 г.);

17)           Положение о порядке регистрации и ведения регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регистрацию которых осуществляет орган опеки и попечительства, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23.08.2010 №1226 (с изменениями и дополнениями от 17 мая2013 г.);

18)           Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 11.08.2011 № 357 (с изменениями и дополнениями от 12 сентября 2012 г.);

19)           Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 28 декабря 2011 г. № Р-671/2011 о соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

20)           Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.03.2012 № 218 (с изменениями и дополнениями от 30 июня2014 г.);

21)           Положение о порядке формирования республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им, утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 02.10.2012 № 118;

22)           Санитарные нормы и правила «Требования для социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденные Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 12.12.2012 № 196 (с изменениями и дополнениями от 29 июля2014 г.);

23)           Положение о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31.05.2013 №433;

24)           Инструкция о порядке взаимодействия государственных органов и организаций при принятии решений о даче согласия на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семей собственников жилых помещений, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.05.2013 № 376

25)           Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля2013 г. № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2013 г.).

26)           Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2013 г.);

27)           Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (с изменениями и дополнениями от 14 августа 2014 г.);

28)           Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2011 г. № 738 «Об утверждении перечня и форм ведомственной отчетности Министерства образования Республики Беларусь на 2012 год».

     В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование», который структурирован по разделам. Данный перечень документов расположен в разделе «Охрана детства, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  Полный перечень нормативных правовых документов и информационно-аналитических материалов по   актуальным направлениям организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования представлен в Приложении 1 инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году».

 

Межведомственное взаимодействие в системе профилактики

      Одним из условий осуществления эффективной профилактической и коррекционной работы является реализация принципа открытости воспитательной системы. Создание в учреждении общего среднего образования социокультурной среды, оптимальной для становления личности, тесно сопряжено с формированием единого образовательного пространства. Грамотно организованное продуктивное взаимодействие с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, с государственными и общественными организациями является одним из главных условий успешной коррекционной и профилактической работы, а также повышения качества образовательного процесса.

   В межведомственную систему профилактической работы учреждения общего среднего образования целесообразно включать следующие государственные и общественные организации:

комиссию по делам несовершеннолетних;

отделы идеологической работы, культуры и по делам молодёжи районных администраций;

правоохранительные органы, в том числе инспекцию по делам несовершеннолетних;

управление МЧС;

учреждения здравоохранения;

учреждения культуры;

учреждения спорта и туризма;

центры социального обслуживания населения;

СМИ;

Городскую централизованную библиотечную систему.

ОО «БРСМ»;

БРПО;

ОО «Социальные проекты»;

Белорусское общество Красного Креста;

ОСВОД;

Белорусскую Православную церковь.

     Все субъекты взаимодействия должны быть заинтересованы в положительном результате, который значительно улучшится при условии объединения и координации всех заинтересованных. Например:

- учреждения культуры, спорта и туризма, общественные организации —обеспечение вовлечения несовершеннолетних обучающихся в деятельность по интересам и общественно-полезную деятельность;

- правоохранительные органы (ИДН, КДН, ГАИ, пенитенциарные учреждения и др.) — работа с обучающимися по вопросам правовой ответственности, юридические консультации, обеспечение взаимодействия по защите прав несовершеннолетних, организация первичного профилактического учета;

- учреждения здравоохранения  – осуществление информационно-просветительской и консультационной работы с несовершеннолетними и их законными представителями о медико-социальных последствиях употребление алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ, а также профилактической работы по предупреждению ранней беременности, инфекций, передающихся половым путём и др.;

- городская библиотечная система — обеспечение информационно-методической базы воспитательной и профилактической работы, работа литературных клубов;

- Белорусская Православная Церковь — духовно-нравственное и патриотическое воспитание, приобщение к системе гуманистических ценностей, волонтерское движение;

- общественные организации и объединения (Белорусское общество Красного Креста, ОСВОД и др.) – профилактическая деятельность через участие в родительских собраниях, конференциях, классных часах на базе учреждений образования, выступления на телевидении, радио, проведение массовых акций, организация деятельности по интересам и общественно полезной деятельности;

- центры социального обслуживания населения — организация работы клубных объединений для подростков, оказание психолого-педагогической помощи, консультации юриста, работа телефона доверия.

      Взаимодействие может осуществляться в следующих направлениях:

      семейное воспитание;

      нормативно-правовое просвещение;

      повышение профессиональной ориентации;

      определение социальной роли и статуса;

      культурно-нравственное и духовное развитие.

 

Выявление обучающихся, склонных к девиантному поведению и     подлежащих профилактическому учёту в учреждении образования

 

       Выявление и учёт несовершеннолетних данной категории должны проводиться регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учёт — не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы.

     Индикаторы неблагополучия несовершеннолетнего можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

 – образовательный процесс;

 – взаимоотношения со сверстниками;

 – взаимоотношения со взрослыми;

 – организация досуга;

 – отношение к труду и профессиональная ориентация;

 – поведение и поступки.

 

Источники информации об индикаторах неблагополучия несовершеннолетнего

– анализ классных журналов;

– изучение мнения педагогических работников;

– анализ учёта посещаемости занятий;

– анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

– беседы с законными представителями;

– социометрические исследования;

– наблюдения;

– индивидуальные беседы с несовершеннолетним;

– информация учреждений, занимающихся профориентацией;

– информация СПЦ, ЦКРОиР, учреждений здравоохранения;

– информация ИДН, КДН;

– информация с предыдущего места учебы.

 

Основной пакет документов для работы с несовершеннолетними, состоящими на индивидуальном учете в рамках внутришкольного контроля, на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите

    Согласно методическим рекомендациям Министерства образования от 4 ноября 2009 г. по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (для общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования) с целью повышения качества воспитательно-профилактической работы в учреждении образования рекомендовано вести 4 вида профилактических учетов обучающихся:

1.     состоящих на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) (Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями и дополнениями от 12 декабря 2013 г.);

2.     признанных находящимися в социально опасном положении (далее – СОП)(Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 с изменениями и дополнениями от 25.07.2011);

3.     нуждающихся в государственной защите;

4.     индивидуальный учет в рамках внутришкольного контроля.

     Последняя форма учета ведется исключительно в рамках учреждения образования и относится к формам управленческого контроля и раннего выявления учащихся, внешние показатели поведения или условий жизни которых могут привести к возникновению у них асоциального поведения или попаданию их в социально опасное положение. К таким показателям риска возникновения асоциального поведения или социально опасного положения могут быть отнесены: воспитание в неполной, многодетной семье, в семье, где один из родителей потерял работу, в семье, член которой попал в места заключения; вхождение учащегося в подростковые субкультурные сообщества; общение или частые контакты с асоциальными сверстниками, судимыми гражданами и др.

    Любой вид учета не может быть средством наказания несовершеннолетнего, а является способом активизации усилий всех субъектов профилактики правонарушений и безнадзорности в учреждении образования с целью предупреждения и преодоления асоциального поведения учащегося. Учет ведется, как правило, работниками социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. На каждого учащегося, состоящего на профилактическом учете в ИДН, признанного находящимся в СОП, нуждающегося в государственной защите, рекомендуется вести учетно-профилактическое дело, которое должно содержать следующие материалы:

-  учетно-профилактическая карта;

- акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;

- психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего;

- индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении;

- план по защите прав несовершеннолетнего;

- выписки из протоколов заседаний советов профилактики, педагогических советов;

- рекомендации педагога-психолога по взаимодействию с несовершеннолетним;

- учет проделанной работы по реабилитации несовершеннолетнего;

- результаты диагностики;

- другая полезная информация.

свернуть

Ребёнок и его безопасность

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО ЗНАТЬ?

  • Расскажите ребенку обо всех частях тела
  • Научите ребенка называть различные части тела
  • Объясните ребенку, что гадости про чужое тело говорить нельзя, это причиняет боль и вызывает неприятные эмоции
  • Познакомьте ребенка со строением человеческого тела разными способами – с помощью картинок, игр и игрушек, рисования

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

  • Ребенок понимает, что обо всех частях тела можно говорить со взрослыми и с другими детьми
  • Ребенок умеет пользоваться подходящими и уместными названиями разных частей тела

 

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

  • Не бывает хороших и плохих частей тела, хороших или плохих человеческих тел
  • У всех людей тела разные, отличаются друг от друга, и это нормально

 

ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО:

  • Прикосновения могут быть разными
  • Прикасаться к другому человеку можно только тогда, когда тот считает это допустимым и ему это приятно
  • Прикосновения не должны создавать неприятных физических ощущений, от которых становится больно, страшно или начинаешь злиться
  • Каждый сам лучше всего знает, как он ощущает прикосновение и хочет ли он, чтобы до него дотрагивались
  • Из приятного прикосновения не нужно делать тайны, оно создает чувство безопасности и хорошее настроение

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

  • Ребенок усвоил, что прежде чем дотронуться до другого, нужно спросить разрешения
  • Ребенок умеет различать свои ощущения от прикосновений
  • Ребенок умеет сказать «нет», если прикосновения нежелательно, неприятно ему
  • Ребенок подчиняется, если другой ребенок говорит «нет» и не дает себя трогать

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

  • У ребенка есть право решать, кто может дотрагиваться до его тела
  • У каждого человека есть право распоряжаться собственным телом и это право всегда нужно уважать

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО ЗНАТЬ?

  • Познакомьте ребенка с «Правилом купальника» разными способами – с помощью картинок, игр и игрушек, рисования

ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО:

  • Части тела, прикрытые купальником или плавками, принадлежат только ему и у него есть право решать, кто может их видеть
  • Никто не должен дотрагиваться до частей тела, прикрытых купальником, рассматривать или обсуждать их

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

  • Ребенок усвоил «правило купальника» и умеет сказать «нет», если кто-то его нарушает

 

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

  • Некоторые части тела – особенные, они интимные и очень важные
  • В интимных частях тела нет ничего плохого, просто их можно и нужно оберегать

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО ЗНАТЬ?

  • Познакомьте ребенка с «Правилом трех шагов» разными способами – с помощью картинок, игр и игрушек, рисования
  • Объясните ребенку, что если ситуация или чье-то прикосновение вызывает неприятные чувства, то надо:
  1. 1. Сказать «НЕТ»
  2. 2. Уйти
  3. 3. Рассказать надежному взрослому, которому доверяешь

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

  • Ребенок умеет себя вести в пугающей или неприятной ситуации
  • Ребенок способен разобраться, что чье-либо прикосновение или близость ему неприятны, и отказаться от такого общения
  • Ребенок умеет обращаться за помощью к надежным взрослым

 

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

  • Ребенок имеет право на самозащиту
  • Ребенок может и должен обращаться к надежному взрослому за помощью
  • Если ситуация вызвала неприятные ощущения у ребенка, ему нужно рассказать об этом надежному взрослому

ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ, в том числе экстренную, несовершеннолетним и их родителям можно получить по

«ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ» +375 (2235) 56034

(ГУО «Социально-педагогический центр Осиповичского района»,

ул.Каданчика, 1, г.Осиповичи)

 

Общенациональная бесплатная «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

Республиканский центр психологической помощи

+375 17 300 1006

Учреждение «Осиповичский районный центр социального обслуживания населения»

г.Осиповичи, ул.Дзержинского, 66

тел. +375 (2235) 56238

Отдел внутренних дел

Осиповичского райисполкома,

ул. Крупской, 33

г.Осиповичи, ул.Крупской, 33

тел. +375 (2235) 20000, 102

 

 

свернуть

Внимание: новый вид мошенничества!

В Беларуси появилась новая разновидность киберпреступлений — хищение денег абонентов сотовой связи посредством мобильного банкинга.
развернуть

   Инструментом для совершения злодеяния служит смартфон самого потерпевшего. Злоумышленники ищут жертв в общественных местах, а иногда просто обращаются к своим знакомым и просят телефон, чтобы сделать звонок. Когда смартфон попадает в руки афериста, тот делает вид, что набирает номер, а на самом деле при помощи USSD-запроса или выхода в Интернет активирует предоставляемую некоторыми операторами сотовой связи услугу мобильного банкинга. Она позволяет выполнить платежные операции с лицевого счета абонента и получить у оператора сотовой связи лимитированный микрозайм. Сумма, поступившая хозяину смартфона, в несколько касаний переводится на российские абонентские номера или банковские счета. Туда же могут уйти и средства с баланса мобильного телефона. Все это занимает буквально пару минут. В результате ничего не подозревающие граждане мало того, что остаются без денег, так еще вынуждены погашать микрозайм вместе с процентами и вносить абонентскую плату за использование мобильного банкинга. Увы, многие абоненты не сразу понимают, что пострадали от противоправных действий.

       Такой вид хищений появился в конце 2017 года, но буквально через месяц сотрудники правоохранительных органов уже провели задержания причастных к этому лиц. Возбуждены уголовные дела по ст. 212 УК Республики Беларусь (хищение путем использования компьютерной техники).  

         Для того чтобы обезопасить себя от подобных преступных посягательств, во-первых, не стоит передавать телефон другим людям, даже приятелям, а во-вторых, на смартфоны лучше установить блокировку, защитив их с помощью PIN-кода, пароля, графического ключа, сканера лица или отпечатков пальцев.

свернуть

Жизнь без наркотиков